Педагогический проект
Разновозрастной группы
комбинированной направленности
« Его величество - Х Л Е Б »
Автор и руководитель проекта:
С.В.Овчинко - старший воспитатель
с. Бахилово 2014 г.
- 4 -
Проблема
Актуальность
|
-Отсутствие понимания у детей о тяжелом пути создания людьми хлеба.
-Пренебрежительное отношение детей к хлебным продуктам.
-Формирование исследовательских навыков у детей
Дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени владеют обобщающим понятием, не умеют описывать хлеб, так как у детей крайне бедный запас прилагательных и глаголов по этой теме.
Участие детей в проекте «Его Величество - ХЛЕБ» позволит максимально обогатить знания и представления о хлебе, его свойствах; развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.
|
Цель
|
Создать условия для развития познавательных , творческих способностей и для формирования исследовательских навыков воспитанников в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Его Величество - ХЛЕБ».Узнать как хлеб на стол попадает.
|
Причины
|
1.Дети мало знакомы со злаками, которые выращивают в нашей местности.
2. Недостаточно методического и наглядно – практического материала по теме: «Хлеб»
3. Недостаток практических знаний и умений у детей обобщать и описывать различные злаковые культуры.
4. Недостаточно наглядного материала для оформления выставки «Берегите - ХЛЕБ».
|
Задачи
|
1Обогатить представление о злаковых культурах, произрастающих в регионе(пшеница, ячмень, озимые культуры).
2. Обогатить словарь за счет обозначения качеств хлеба (вкуса, цвета, величины, свежести, мягкости и т.д.);
3.Развивать связную речь через составление описательного рассказа о технологии выращивания хлеба.
4.Воспитывать культуру поведения за столом при дегустации хлебобулочных изделий.
|
Образовательные
области
|
Социально- коммуникативная, познавательная, речевая, художественно – эстетическая.
|
Название проекта
|
|
Вид проекта
Продолжитель-
ность
|
Творческий. Недельный
|
Деятельность педагогов
|
-организовать и провести цикл бесед по ознакомлению воспитанников со злачными культурами;
-организовать и провести экскурсии по огородам, где растут злаковые культуры;
-приобрести пособия, дидактические игры и художественную литературу по ознакомлению дошкольников со злаковыми;
-разработать конспекты тематических занятий, развлечений, досугов, презентации проекта;
|
Деятельность детей
|
-находить оригинальные решения в создании необычных злаковых с помощью природно-бросового материала совместно с родителями.
-заучивание художественного слова по теме «Хлеб»;
-нарисовать рисунки по теме : «Хлебобулочные изделия»;
-вместе с воспитателем оформлять атрибуты к сюжетно – ролевым играм;
-разучить музыкальные номера о хлебе;
|
Деятельность родителей
|
-изготовление совместно с детьми дидактических игр по обучению;
-выставка рисунков «Хлебобулочные изделия»;
-подбор детской литературы, сочинение стихов, рассказов, загадок;
- помощь в изготовлении «чудо-зернышка» и составлении сказок;
|
Предполагае-
мый результат
|
- знать и называть злаковые культуры, их части;
-владеть обобщающим понятием;
-определять на ощупь, по вкусу и узнавать по описанию;
-находить сходства и различия по нескольким признакам;
-составлять описательный рассказ о злачных с использованием опорной схемы;
-знать, как растут злачные, где, как ухаживать за ними, о полезных свойствах, времени сбора, что можно приготовить из них, как
изготавливают муку, потом тесто и тд. и тп.;
-уметь с помощью природно-бросового материала совместно с родителями находить оригинальные решения в создании необычных хлебобулочных изделий, подбирать интересный познавательный материал к своему произведению.
|
Ресурсы:
Кто?
Что?
|
Логопед, родители, воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель, воспитанники разновозрастной группы комбинированной направленности.
Книги, дидактические игры, методические пособия, клей, цветная бумага, самоклеющая пленка, краски, картон, альбомы, ножницы, карандаши и тд., настольно-печатные игры, специальная методическая литература, аудио-и видеозаписи по теме.
|
Форма призентации
|
Оформление выставки « Хлебобулочные изделия». Изготовление чудо-зернышка из природно-бросового материала с составлением описательного рассказа о нем.
|
В ходе реализации проекта формируются следующие
ключевые компетенции
|
1.Умение слушать и воспринимать информацию;
2.Умение ориентироваться в источниках информации;
3.Умение организовывать и планировать свою деятельность;
4.Умение добиваться результата;
5.Умение взаимодействовать и работать в коллективе;
6. Умение обращаться за помощью;
7.Умение вести диалог со взрослыми и сверстниками.
|
I – этап. Постановка проблемы:
Чтение рассказа Я.Тайц «Все здесь».
Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем, видимо – невидимо. И все немножко усатые. Надя спросила:
-Бабушка, а тут что растет?
-Хлеб, внученька.
-Хлеб? А булки где?
-И булки здесь, внученька.
-А баранки?
-И баранки здесь.
-А пряники?
-И пряники здесь. Все здесь, внученька.
Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники?
-Ребята, а разве хлеб и булки в поле растут? Что-то бабушка перепутала!
-Если хлеб растет в поле, почему же Надя его не увидела, она ведь только колосья видела, хлеб выглядит по- другому.
- Мы сейчас услышали много разных мнений, как узнать, кто из нас прав?
- Где можно получить информацию? Какую информацию мы будем собирать? О чем мы хотим узнать?
II – этап. Сбор копилки:
- различные злаковые культуры;
-стихи, загадки о хлебе;
- рецепты приготовления хлебных изделий;
-картинки, фото, произведения о хлебе и т.д.
III –этап. Создание картотеки.
1. Хлебные изделия по назначению, значимости.
2.Техника по месту и функции.
3.Профессии людей, выращивающих хлеб.
4.Паровозик времени:
*работа в поле;
*деятельность на хлебзаводе;
*последовательность роста растения;
* история появления хлеба у человека на столе;
* хлебные изделия в разные отрезки времени (рецепты старинные и современные) и т. д.
5. Системный оператор:
* объект и его функции;
* части и структура;
*место и классификация;
* прошлое объекта;
* его признаки: части и структура и т.д.
* будущее : как защитить урожай от непогоды?
* ресурсы.
IV –этап. Модель:
Х Л Е Б -
1. поле – механизатор, тракторист, комбайнер ит.д.
2.элеватор – оператор зерноочистительной машины, оператор ленточного транспортера и конвейерной сушилки, оператор пульта управления элеватора, оператор разгрузочной техники, инженеры и т.д.
3. хлебзавод –пекарь, тестовод, дрожжевод, технолог и т.д.
4.магазин – продавец, грузчик;
5. стол – все люди.
V – этап. Создание продукта:
1.Сказки собственного сочинения:
- «Путешествие зернышка»;
-«Как Маша пироги пекла»;
-«Приключение Колобка на хлебзаводе».
2. Рифмованные тексты, загадки.
3.Выставка: «Хлебобулочные изделия».
4. Игра «Найди свое место».
5. Фото –выставка: «Хлебное поле -2014года»
VI –этап. Презентация проекта:
Рассказ о том, что делали, как и зачем:
Примерный план презентации проекта:
1.Ведущий воспитанник: - Это правда или нет? Поскорее дай ответ!
«Не в котором царстве, не в котором государстве, а в с.Бахилово, в детсадочке «Солнышко» воспитанники разновозрастной старшей группы посадили в землю хлебное зернышко. А нашли они это зернышко на прогулке по экологической тропе. А на тропку –то его сизый голубь уронил. Прошло с той поры немало времени, и в группе у детей выросло чудо – дерево. Чудо –чудо расчудесное, а на дереве том выросли не бананы и не апельсины, а булки, батоны, ватрушки, бублики и печенье. Хорошо теперь детям. Они не будут завтракать, обедать, а только срывать с дерева ватрушки, пирожки и батоны. Они будут их кушать и других детей угощать. Вот такое чудо – дерево растет у нас!»
- Сказка –шутка, а хотите узнать, что же на самом деле происходит с зернышком и какой путь ему приходится пройти, прежде чем обернется оно у нас на столе хлебом или булкой сдобной?
Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме.
2. «Откуда хлеб пришел?» ( исполнение стихов, по теме).
3. Представление постановки по сказкам собственного сочинения: «Путешествие зернышка» и «Как Маша пироги пекла».
4. Фотоотчет.
Содержательное приложение к проекту
Вот он – хлебушко душистый Варя В.
С хрусткой корочкой витой!
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел!_________________
В нем здоровье наше, сила, - Вероника Е.
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем! С.Погореловский.
«Золотой дождик» Маша А.
По земле сырой, не жёсткой
Там, где тракторы прошли
Неглубокие бороздки
В черной пашне пролегли
И до вечера и позже
До полуночи с темнотой,
Зерна сыпались, как дождик,
Точно дождик золотой.
«Зерно» Надя Р.
Когда сравнишь ты
с золотом зерно,
смотри чтоб не обиделось оно!
А что такое золото? Металл…
Зато зерно – начало всех начал!
Сказка о хлебе
Жил – был один богач. Он был так жаден, что согласился продать душу дьяволу, если он выполнит одно его условие: всё, к чему он будет прикасаться, должно превращаться в золото!
Дом у него стал золотым, стулья были из золота, укрывался золотым покрывалом. Захотелось богачу покушать. Потребовал себе еду, но что ни брал в руки, всё становилось золотым. Так и умер богач от голода.
Скажи с чем зерна Илья М.
Сравнишь ты цвет?
Знай, что сравним с ним
Только солнца свет!
Хоть точность есть в сравнении таком –
Внимательно подумай о другом:
Лишь цвет от солнца зерна обрели,
А внутренняя суть их — от земли!
А мука струится Давид М.
И бежит ручьем,
С медом и корицей
Коврижку испечем!
Ржаной хлеб. Леша Л.
Вот тебе ломоть ржаной!
Он душистый, он живой.
ПОМНИТЕ О ХЛЕБЕ
Знаете, однажды я увидел
Как старик прощение просил.
Он буханку хлебушко обидел
Тем, что вдруг на землю уронил.
Перед нею встал он на колено,
В пополам согнувшись, кое-как.
Сор стряхнул с горбушки… И несмело
На себя навесил крестный знак.
«Ты прости меня краюха хлеба,
Я неловким стал на склоне лет.
Станет пусть свидетелем синь неба,
Ничего нужней тебя здесь нет.
Ты была наградой хлеборобу,
Утешеньем путнику была.
За тебя молитвы слали Богу,
И вершили ратные дела.
А ещё я вспоминаю детство,
Трудные, военные года.
Горе, что досталось нам в наследство,
И плохая, скудная еда.
И мальцам как пряники, как сладость
Выдавался маленький кусок
Хлеба чёрного – простая радость…
Кто-нибудь на землю бросить мог?»
Постоял ещё старик немного
И куда-то вдаль побрёл один.
Помните о хлебе, ради Бога,
Тело Господа мы все едим.
Корочка хлеба,
Хлебная крошка,
Что это - много или немножко?
Даже не верится нам с тобою,
Что кто то сорит этим чудом земли!
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной пыли!
О хлебе
Автор: Нина Самкова
Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.
Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.
Поднялся и к мальчишке подошел
« Зачем - спросил он, голосом усталым –
-Ты, мальчик поступил нехорошо»
А утром, в день победы, ветераны.
Все при параде, в школу, ту, пришли.
Мальчишке показалось очень странным,
Что ветераны хлеб, с собой, несли.
Узнал мальчишка, в старом ветеране.
Седого старика, на той скамье.
Он замер, тишина стояла в зале.
И хлеб душистый на большом столе.
И та, старушка, что ушла с батоном.
Сидела рядом, грудь вся в орденах.
В глазах мальчишки голубых, бездонных.
Вдруг, со слезами появился страх.
Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.
Мальчишке, нежно, в руки подала.
И быль, рассказанная, той старушкой.
Его в блокадный Ленинград перенесла.
.
Вот перед ним возник холодный город.
Во вражеском кольце, кругом бои.
Свирепствует зима и лютый голод.
И тот батон, что поднят был с земли.
Прижав батон, он мчится по дороге.
Он знает, мать его, больная, ждет.
Торопится он к ней, замерзли ноги.
Но счастлив он, он хлеб домой несет.
А дома, бережно, батон он режет.
Куски считая, чтоб хватило им.
Пусть он сухой и пусть не очень свежий.
Он был единственным и очень дорогим.
Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.
И матери, ее кусок, несет.
В глазах ее он видит боль и муку.
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»
Но, вспомнив, как он бил батон ногою.
Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук
Мать закричала « Что, сынок, с тобою.
Дай хлеба, я умру от этих мук»
Он зарыдал и вновь перед глазами.
Старушка, что батон с земли берет.
Она стоит и нежными руками.
Мальчишке, хлеб душистый, подает.
Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.
Бежит домой, там, мать больная, ждет.
Боль матери всем сердцем понимает.
И оправданий он себе не ждет.
Он входит в дом, сидят в нем ветераны.
Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.
Все сном прошло, остались только раны
От боли той, в глазах стоял испуг.
Он понял цену, тем слезам и хлебу.
Который, дерзко, превратил он в мяч.
На землю, вновь его вернули с неба.
Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»
Стоит она и гладит по головке.
В глаза глядит, так, как глядела мать.
Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.
« Простите» - только это смог сказать.
Я видела, как тихо, по дороге.
Идет мальчишка, голову склонив.
И дед седой все курит на пороге.
Всю боль души, молчаньем сохранив.
Мельница
Труженица – мельница
Встала у реки.
Намели нам, мельница,
Из зерна муки!
Мельница не ленится -
Вертит жернова,
И шумит, и пенится
Быстрая вода.
Вкусен он с луком зеленым
И с огурчиком соленым.
Хлебушек ржаной питает,
Нас от голода спасает,
Силу, крепость придает,
Любит хлебушек народ.
Приметы:
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: “Добро сеять при полном месяце!” Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: “полнолунный хлеб” растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.
Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Пословицы и поговорки о хлебе:
*Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец родной;
*Не красна изба углами, красна пирогами;
*хлеба ни куска – везде тоска, а коли хлеба край, так и под елью – рай;
* Хлеб в человеке воин;
*У кого хлеб народится, тот всегда веселится;
*Худ обед, когда хлеба нет;
*Хлебушка – калачу дедушка;
*Хлеб – всему голова;
*Хлеб да каша – еда наша;
*Хлеб в пути не в тягость;
*Хлеб везде хорош - и у нас, и за морем.
*Хлеб с солью не бранится;
*Хлеб сердце человеку укрепит;
*Хлеб, соль – конец обеду;
*Хлеб – соль кушай, а добрых людей слушай;
*Хлеб хлебу брат;
*Хлеба ни куска – в горнице тоска;
*Хлеба нет – и корочке честь.
Интересные факты:
Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.
Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.
Самыми популярными злаками для хлеба являются пшеница, рожь и ячмень.
Для выпекания «хлебоподобных» изделий могут использовать также муку из овса, кукурузы, риса, гречи.
Блюда из пшеницы нормализуют пищеварение и обменные процессы, выводят шлаки из организма, являются хорошей профилактикой дисбактериоза и диатеза, способствуют укреплению мышц.
Овес по содержанию легкоусвояемых белков и жиров богаче других злаков. Также он отличается хорошим соотношением углеводов, белков, жиров и витаминов группы В.
Кукурузная крупа, которая получается из белой и желтой кукурузы, богата крахмалом, железом, витаминами В1, В2, PP, D, Е и каротином (провитамином А).
Психогимнастика :
Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю ( дети садятся на корточки на полосе)
Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (Дети медленно поднимают руки вверх)
Колоски тянутся к солнышку(Дети напрягают руки).
Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (Дети расслабляются, роняют голову, опускают руки, плечи, туловище опускается на пол).
Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянуться к солнышку. В поле выросли замечательные колоски. (Дети улыбаются друг другу).
ГБОУ СОШ с.Александровка СПДС «Солнышко»
Педагогический проект
Разновозрастной группы
комбинированной направленности
« Мир моей семьи-
наш путь – здоровый образ жизни »
Автор и руководитель проекта:
С.В.Овчинко - старший воспитатель
с. Бахилово 2014 г.
Вид проекта:
По продолжительности: долгосрочный;
По доминирующей линии в проекте: информационно
практико-ориентированный;
По содержанию: социально-педагогический
По характеру контактов: детско-родительский, в рамках СПДС с привлечением социума.
Направленность развития детей, в рамках которого
проводится работа по проекту:
Комплексное (разные виды детской деятельности:
познавательная, социально - коммуникативная, речевая, художественно – эстетическая, физическая).
Аннотация.
Павел Астахов, Уполномоченный по правам ребенка в России, обратился в 2014году с предложением провести в образовательных учреждениях мероприятия под девизом "Здоровые дети - в здоровой семье":
«Приоритетом современной государственной политики России является охрана и зашита семьи и семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства, сохранение и приумножение здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития, продвижение в регионах здоровье сберегающих технологий. Дети и родители должны стать активными участниками в реализации этих важнейших социальных задач».
В связи с этим предложением мной был разработан педагогический проект «О здоровье - всерьез!», который предусматривает валеологическое просвещение детей старшего и подготовительного дошкольного возраста и их родителей: развитие представлений о важности двигательной культуры, культуры питания, о здоровье и средствах его укрепления, о здоровом образе жизни в каждой семье. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.
Предполагается активное участие в проекте детей, родителей, педагогов.
Постановка проблемы:
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того или иного мира, который его окружает, особенно мир его семьи.
Выбор темы проекта проходил по рассматриванию фотографий родителей и членов семей воспитанников подготовительной группы.
Дети, рассматривая фотографии своих близких в разные периоды жизни и близких своих товарищей, проявили желание узнать, как живут дети в семьях, какие существуют семейные традиции, специфика занятий и предпочтений в семье.
Поиск участниками образовательного процесса эффективных путей укрепления здоровья ребенка и приобщения воспитанников и их родителей к здоровому образу жизни.
Актуальность. Воспитание здорового ребенка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях.
Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём
мире приоритетные позиции. Поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые,
интеллектуальные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым,
формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя,
так и своих детей.
Важно создать условия, обеспечивающие физическое, психическое и социальное благополучие ребенка, так как, именно эти три составляющие и определяют здоровье дошкольника на современном этапе.
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. Особую тревогу вызывает физическое здоровье детей на этапе их подготовки к школе. По данным Министерства здравоохранения РФ всего лишь 13% детей 5-7-летнего возраста могут считаться здоровыми. Свыше чем у 60% воспитанников в возрасте 3-7 лет выявляются отклонения в состоянии здоровья.
Поэтому искусству сохранения и укрепления здоровья, формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.
Таким образом, можно заключить , что в области охраны здоровья подрастающего поколения наше общество несет наибольшие потери. И хотя во многих нормативных документах законодательно закреплено, что физическое и психическое здоровье человека – непреходящая ценность, в настоящий момент, когда резко ухудшается здоровье населения, среда обитания, когда процессы депопуляции и вырождения выходят из-под контроля, все декларированные права и свободы сводятся к праву большинства населения быть больными и влачить жалкое существование.
Отсюда вытекает важная проблема: как помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье, на счастливую жизнь.
В силу особой актуальности проблемы в процессе педагогической деятельности стал вопрос творческого поиска подходов к укреплению здоровья детей и осуществления эффективных форм взаимодействия СПДС с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни. Поиск инноваций привел к решению проблемы посредством метода проектирования.
Гипотеза:
В процессе реализации проекта будут созданы условия для приобретения детьми опыта самостоятельной и совместной с взрослыми познавательной, продуктивной, творческой, физической деятельности. Применение полученных валеологических знаний поможет детям и родителям изменить отношение к своему здоровью, к способам его укрепления, что скажется на состоянии здоровья наших воспитанников.
Цель:* Формирование у детей любви и уважения к родителям; дать возможность ребёнку реально самостоятельно прикоснуться к семейным ценностям, традициям, жизненным устоям; находить неожиданные открытия, узнавая о жизни бабушек и дедушек.
* Создание единого здоровье сберегающего пространства «детский сад – семья», формирование потребности воспитанников и родителей в здоровом образе жизни через вовлечение их в физкультурно-оздоровительный процесс;
*разработать наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на воспитанников старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Создать здоровье сберегающую среду для реализации проекта;
- Формировать у детей потребность к здоровому образу жизни, элементарных представлений о человеческом организме;
- Повышать педагогическую и валеологическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка .
- Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
- Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.Развитие представлений о строении человеческого тела и назначения внутренних органов.
- Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.
- Активизировать личностную позицию ребёнка.
- Систематизировать знания, стимулирующие развитие познавательных и творческих способностей.
Вид проекта:
Информационно - практико – ориентировочный.
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа группа);
- родители;
- педагоги.
Продолжительность проекта:
Долгосрочный.
Схема осуществления проекта:
«Мир моей семьи - наш путь здоровый образ жизни»
Разделы программы
|
Виды детской деятельности
|
Игровая деятельность
|
Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Семья»; «Мебельный салон», салон «Одежды для дома» и т.д.
Игры-драматизации по произведениям: «Репка», «Красная.шапочка», «Гуси-лебеди» и пр.
Настольно-печатная игра «Моя квартира».
|
|
|
Социальное развитие
|
Тематические занятия по Конвенции о правах ребенка.
Права и обязанности в семье.
Составление «Генеалогического древа» (в контексте прошлого и будущего), карты-схемы микрорайона с обозначением домов, где живут дети, альбомов «Традиции нашей семьи», «Моя малая родина», «Калейдоскопа дней рождений» (знаки Зодиака детей группы).
Выпуск каждой семьей газеты «Самый счастливый день в семье» (к дню рождения ребенка).
Встречи в видеосалоне «Сам себе режиссер».
|
Речь и речевое общение
|
Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы»,
«Лето на даче», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Я буду мамой (папой)», «Как я помогаю дома».
Словотворчество.
Создание альбомов «Моя семья» (рисунки, фотографии, стихи детей).
Совместное участие детей и родителей в литературных гостиных.
|
Здоровье
и физическое
развитие
|
Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.
Совместные туристические походы, «В лес идем вместе».
Меж семейные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья».
Презентация «Любимое блюдо моей семьи».
Составление книги «Семейные рецепты»; занятия в кулинарном классе (проводят родители, воспитатели).
|
Познавательное развитие
|
Мир,
в котором
мы живем
|
Классификации (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).
Географические представления.
Составление плана-схемы квартиры «Мой дом», изготовление макета «Мой район», работа с картами «Мой город».
|
Природа
|
Коллажи «Домашние любимцы».
Составление семейных альбомов: «Комнатные растения», «Что растет у нас на даче».
|
Грамота
|
Математика: «Рост и возраст членов семьи», совместная игра детей и родителей «Семейный бюджет».
Составление словарика имен членов семьи «Что означают имена».
|
Конструирование
|
«Дом моей мечты», «Дачный домик», «Домашние роботы», плоскостное моделирование — составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.
|
Эстетическое развитее
|
Художественная литература
|
Пословицы и поговорки о семье.
Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», ненецкой сказки «Кукушка».
Выборочное чтение: А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Одоевский «Городок в табакерке», Л. Толстой из серии «Рассказов для маленьких».
Заучивание: Е. Благинина «Посидим в тишине».
|
ИЗО и дизайн
|
Рисование «Моя семья», «Семейные портреты», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Моя комната», «Обои в новую квартиру».
Выпуск семейных газет.
Составление икебан, букетов, панно, коллажей из природного материала (с участием родителей); изготовление открыток, приглашений, подарков, сувениров для членов семьи.
Выставки «Семейное хобби».
|
Театр
|
Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских развлечений, театральные этюды «Семейные диалоги». Совместное посещение семьями театров.
|
Этапы работы над проектом
Этап
|
Деятельность
детей
|
Деятельность педагогов и родителей
|
Подготовительный
|
1. Составление рассказов о семье.
(Приложение 1)
2. Самостоятельная творческая деятельность в создании рисунков, коллажей.
3. Составление и оформление семейных альбомов, фото, рисунков, стихов.
4. Подготовка к оформлению «Генеалогического древа».
|
1. Чтение произведений, пословиц и поговорок.
2. Оформление выставок из детских работ.
3. Родители помогают в подборе фото, педагог – в оформлении альбома рисунками.
4. Родители предоставляют материалы и помогают в оформлении.
|
Формулировка проблемы
|
1. Осознание личностного участия в проекте
2. Принятие задач проекта
|
Педагог формулирует проблему:
1. 1. Дети, рассматривая фото своей снмьи, изъявили желание узнать о внутреннем мире каждой семьи.
2. 2.Цель: отобрать самый интересный материал о жизни семьи и рассказать другим.
3. 3. Задачи:
4. – узнать, кто живёт в семье;
5. – выявить интересы всех членов семьи;
6. – поделиться опытом проведения совместных семейных праздников, традиций.
7.
|
Систематизация информации о семье
|
- Диалоговые беседы с родителями;
- Изготовление семейных альбомов, коллажей, выставок;
- Подготовка семейных праздников
|
- Педагог: проводит занятия по темам «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «Мир семейных увлечений»
- Родители: подбирают фото для альбомов; рассказывают о хобби, показывают детям семейные реликвии, помогают в оформлении выставок.
|
Практическая деятельность детей
|
1. Рисование на тему «Моя семья»;
2. Выпуск семейных газет;
3. Работа с природным материалом (составление экибан, коллажей);
4. Составление «Генеалогического древа»;
( приложение 4)
5. Выставка «Семейное хобби»;
6. Участие в театральных этюдах
«Семейные диалоги»
|
1.Педагог предоставляет различные материалы;
2. родители помогают в оформлении, предоставляя фото, бумагу;
3. Педагог оказывает практическую помощь в изготовлении поделок;
4. Родители оказывают практическую помощь;
5. Педагог помогает в оформлении выставки; родители предоставляют материалы;
6. Педагог продумывает реализацию этюдов; родители принимают посильное участие.
|
Оформление
|
1. Оформление рамок для газет;
2. Оформление семейных альбомов рисунками, наклейками.
|
Педагог помогает в оформлении выставок.
|
Презентация
|
Защита проектов; разучивание стихов, этюдов; подготовка спектаклей.
|
Педагог принимает участие в организации мероприятий; родители принимают участие в защите семейных проектов.
|
Презентация проекта « Мир моей семьи-
наш путь – здоровый образ жизни »
- Конкурс семейных газет и краткое представление своей семьи с использованием альбомов, плакатов, сообщений;
- Общегрупповой семейный праздник «Здравствуй, осень»
- Конспект литературного вечера, посвященного празднику « Мир моей семьи- наш путь здоровый образ жизни »
Тема: «Что я знаю о себе»
Активное участие в реализации проекта принимали участие родители: вовлекались в выполнение творческих домашних заданий, в составление альбомов, выставок, коллажей. Родители также принимали участие в концертах, спектаклях, спортивных соревнованиях.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
« Мир моей семьи-
наш путь – здоровый образ жизни »
Проблема. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того или иного мира, который его окружает, особенно мир его семьи. Выбор темы проекта проходил по рассматриванию фотографий родителей и членов семей воспитанников подготовительной группы.
Дети, рассматривая фотографии своих близких в разные периоды жизни и близких своих товарищей, проявили желание узнать, как живут дети в семьях, какие существуют семейные традиции, специфика занятий и предпочтений в семье.
Поиск участниками образовательного процесса эффективных путей укрепления здоровья ребенка и приобщения воспитанников и их родителей к здоровому образу жизни.
Цель. :* Формирование у детей любви и уважения к родителям; дать возможность ребёнку реально самостоятельно прикоснуться к семейным ценностям, традициям, жизненным устоям; находить неожиданные открытия, узнавая о жизни бабушек и дедушек.
* Создание единого здоровье сберегающего пространства «детский сад – семья», формирование потребности воспитанников и родителей в здоровом образе жизни через вовлечение их в физкультурно-оздоровительный процесс;
*разработать наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на воспитанников старшего дошкольного возраста.
Задачи.
- Создать здоровье сберегающую среду для реализации проекта;
- Формировать у детей потребность к здоровому образу жизни, элементарных представлений о человеческом организме;
- Повышать педагогическую и валеологическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка .
- Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
- Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.Развитие представлений о строении человеческого тела и назначения внутренних органов.
- Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.
- Активизировать личностную позицию ребёнка.
- Систематизировать знания, стимулирующие развитие познавательных и творческих способностей.
Предварительная работа: провести родительское собрание на тему проектной деятельности, побудить родителей при необходимости оказывать помощь детям в поиске информации, в подготовке сообщений и презентации.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
I ЭТАП –ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того или иного мира, который его окружает, особенно мир его семьи.
Выбор темы проекта проходил по рассматриванию фотографий родителей и членов семей воспитанников подготовительной группы.
Дети, рассматривая фотографии своих близких в разные периоды жизни и близких своих товарищей, проявили желание узнать, как живут дети в семьях, какие существуют семейные традиции, специфика занятий и предпочтений в семье.
Поиск участниками образовательного процесса эффективных путей укрепления здоровья ребенка и приобщения воспитанников и их родителей к здоровому образу жизни.
II ЭТАП – КОПИЛКА
Сбор информации:
1. «Вредности» и «полезности», которые рядом с нами;
2. Организм человека: информация о том, что хорошо, а что плохо для правильной работы органов человека;
3. Важность каждого органа;
4. Способы защиты организма человека.
5. Оказание первой помощи при травмах.
III ЭТАП – КАРТОТЕКА
Собранную информацию дети распределяют по признакам:
деятельность человека и все, что его окружает делится на полезное и вредное для работы органов человеческого организма.
IV ЭТАП – МОДЕЛЬ
В результате получилась модель:
Человек + здоровье
физкультура
|
правильное питание
|
экология
|
витамины
|
гигиена
|
V ЭТАП – ПРОДУКТ
Дети создали:
1. Правила ухода за своим телом.
2. Правила сохранения здоровья.
3. Загадки, отражающие функцию органов человеческого организма.
VI ЭТАП –ПРЕЗЕНТАЦИЯ
1. Презентация созданных правил.
2. Литературный вечер, посвященный празднику
« Мир моей семьи наш путь – здоровый образ».
Конспект литературного вечера, посвященного празднику
« Мир моей семьи-
наш путь – здоровый образ жизни »
Тема: «Что я знаю о себе»
Задачи
1. Расширить представления у детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятия «семья», «родственники». Сформировать элементарные представления о родственных связях в семье о традициях здорового образа жизни.
2. Развивать диалогическую речь, умение развернуто отвечать на вопросы. Активизировать словарь: семья, имя, отчество, сердечное, родственники.
3. Воспитывать чувство семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте).
4. Активизировать двигательную активность детей.
Ход
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! Сегодня мы собрались в этом зале, что бы отметить замечательный праздник « Мир моей семьи-
наш путь – здоровый образ жизни »
Дети читают стихи: Что может быть семьи дороже?