Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих

    ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Cтруктурное подразделение детский сад Солнышко» с. Бахилово государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области



Главная
Визитная карточка
Наш сад
Документы
Наша жизнь
   Педагогический коллектив
   Направления деятельности
   Методическая копилка
   Фотогалерея
Полезные ссылки
Наши партнеры
Обратная связь


Подписка на новости


Подписаться
Отменить подписку


   
Консультация для родителей


Не дайте ребенку стать « трудным».
Об игровой терапии.
 
«Если хотите, чтобы дети были гениальными,
любите их …»
Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального  благополучия. Нет стрессов, нет тревожности - есть радость бытия, общения и деятельности. В игровой терапии базовыми являются теоретические положения педагогики переживания.
        Все знают, что сейчас воспитывать детей невозможно методами применяемыми 5-6лет назад, это очень трудно, а порой и невозможно и это уже не нуждается в доказательствах. Год от года растет число детей с различными трудностями в поведении. Каждый из родителей и педагогов знает это по собственному опыту. 
Справиться с этим можно лишь применяя различные адекватные методы воздействия на детей.  Современные дети ничем не хуже - они просто совершенно другие дети и только поэтому их нужно воспитывать совершенно по другому.
     Если ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способен к личностному росту. Это основное положение игровой терапии, в которой взрослый как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создает для каждого растения оптимальные условия для развития.
         Игра, как известно, наиболее естественный способ проникновения в мир детства, а нередко и единственный способ помочь детям, которые еще не освоили слова, ценности и правила взрослых. Трех, и даже четырехлетние дети не могут сказать: «Я хочу избавиться от раздражения, которое вызывает у меня младший брат.» Ребенок не формулирует и, возможно, даже не осознает причину своего внутреннего дискомфорта, но выражает в игре доступными ему средствами: например построив башню, он с удовольствием объяснит, что вместе с папой будет жить на самом верху, мама - ниже, а брат в самом низу. Другой пример: «У-У-У!»- завыло в трубе. Маленький Миша испуганно втянул голову в плечи. «Страшно? Это тебе что-то напоминает?»-спрашивает взрослый. «Так мама ругается, когда сердится. А можно я ее(Трубу) стукну?»- спросил Миша и несколько раз ударил кулаком по батарее. Вскоре на его лице появилась улыбка: наконец-то он смог выразить свое отношение к манере поведения мамы. В тот день он впервые, без всякого напоминания, убрал за собой игрушки.
         Итак, цель игровой терапии- не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
С точки зрения постороннего наблюдателя в игровой терапии нет ничего необычного.
         Одно из преимуществ метода игровой терапии в том, что она не требует специального помещения, оборудования и подготовки. Процесс совместной с ребенком игры органично включается в режим дня(лучше рано утром или вечером).
        Для игровой терапии достаточно стандартного набора игрушек и подсобных средств. Известно, что дети очень любят возиться с водой и песком. А как мы на это обычно реагируем? «Не подходи, не пачкайся, не бери в рот, брось сейчас же!» Так и не успевает маленький исследователь удовлетворить свое любопытство. А с годами желание поближе познакомиться с тем, с чем знакомиться запрещают, накапливается. И в подростковом возрасте это любопытство может принять неожиданную форму. Ну, а если разрешить пережить детям «песочный период»? Пусть копают в мокром песке, закапывают в нем машинки и куколки, строят домики и готовят обед. Любопытно, что чем аккуратнее и воспитаннее  ребенок, тем длительнее «песочный период». Песок и вода могут по желанию ребенка превратиться во что угодно. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых и замкнутых детей: именно в минуты игры с этими материалами они становятся наиболее откровенными.         Одним из наиболее важных аспектов игровой терапии является установление ограничений, которые дают детям возможность научиться самоконтролю. Ограничения должны быть минимальны- ми и выполнимыми. Их нужно обозначить спокойным тоном как нечто само собой разумеющееся. Когда сообщать о запретах? Ответ прост: они не нужны до тех пор, пока они не нужны.   Какие результаты дает игровая терапия? Дети с
 
                                              
которыми систематически занимаются по этой методике, приобре-   тают  способность управлять своим поведением; легче переносят запреты; становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми;   легче вступают в сотрудничество; выражают гнев более «пристойными» способами; в их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно – ролевые игры с отображением взаимоотношений людей.
       Яркий пример современности – воспитание детей через игровую деятельность – это семья Никитиных; это знаменитая система воспитания по Монтессори. Их системы воспитания – это жизнь настоящая, вся игровая деятельность построена на жизнен-
ных примерах, а вся их жизнь, как игра. У Марии Монтессори - зона «Космос» - это все, что окружает ребенка, та среда обитания в которой ребенок находится постоянно и именно эту среду можно использовать, как «пособие» для обучения. Более конкретный пример можно привести используя бытовую зону Монтессори. Там используется все настоящее: посуда, которую ребенок моет – фарфоровая, бьющаяся и нередко дети разбивают, но убирать их учат самих. Огромное значение в игровой терапии – имеет естественная среда. У Никитиных также все обучающие пособия были из подручного материала. Все самое настоящее, да еще и сделанное самими детьми или с их участием.
        Для сравнения как легче обучается ребенок, приведу пример из собственного опыта: маленькая Настя и Наташа никак не могли  разобраться во временах года, месяцах, днях недели и т.д., что-то заучивали, потом снова забывали или путали. Но однажды осенью-
это была золотая пора- начало октября, мы пошли в лес и там снова стали повторять в игровой форме времена года, месяцы, но это было не так как всегда – занятие, а эта прогулка превратилась в сказку в которую мы попали случайно. И когда мы возвратились с этой сказки, девочки уже четко без ошибок могли назвать не только времена года но и периоды( ранний, подготовительный, поздний), а самое удивительное, что они без ошибок называли все месяца как каждого времени года так и все 12-ть подряд. И с тех пор больше никто не забывает и не перепутывает эти понятия.
         Другой яркий пример обучения – работа с ножницами.
 
                                                 
         Для 2-3-х летнего ребенка, что-то вырезать ножницами – это еще непосильный труд, даже просто резать ножницами – сложно, ведь даже держать ножницы для такого маленького ребенка не легко.
            На занятиях в садике Настюша старается, но практически – безуспешно, ведь все дети старшей группы на 4-5лет старше, а в младшую группу идти она не хочет поэтому старается сделать все что делают старшие детки. Желание уметь все, что старшие и делать также как они заставило Настеньку дома самостоятельно взяться за ножницы. Однажды, после сада, она дома взяла ножницы
папин журнал-рекламку машин и стала разрезать первую страничку, в это время зашла старшая сестра и крикнула, что Настюша режет папин журнал, мы ее остановили, а Настенька даже внимания не обратила она увлеченно продолжала вырезать какие-то фигурки.
Мы тихонько наблюдали как увлеченно работает наш ребенок, это продолжалось около получаса. По моей просьбе папа пожертвовал своим журналом, конечно же не весьма ценным. А в результате мы получили урок самостоятельной самой результативной деятельности ребенка. За эти полчаса она постигла то, что детям не удается за год, а то и два года. Сейчас она без труда вырезает на занятиях в садике любые фигурки.
Порою нам взрослым нужно просто не мешать ребенку самостоятельно постичь ту или иную истину, или попытаться в игровой форме представить любую ситуацию. Даже самая серьезная проблема становиться пустяковой в игре. Часто Настенька   капризничала по поводу и безо всякого повода, никакие уговоры не помогали, а ругать ее и вовсе нельзя, становиться только хуже и дольше, чтобы ее не ругать, я придумала девочку – Дуську, которая приходит непрошенным гостем к Насте и капризничает. Настя очень быстро «включилась» в игру и уже не обижалась на мамин строгий тон, а даже помогала каждый раз ругать и критиковать поведение «Дуськи» ее поступки, таким образом очень быстро и без всякой обиды ребенок понимал свои ошибки .
    Еще один способ игровой терапии – у ребенка возникло желание вымыть пол. Отложив уборку на 15-30 минут мы позволили по настоящему вымыть пол – это принесло столько радости ребенку, а когда еще и похвалили, ведь ребенок старался,  восторга хватило на целую неделю- всем хвалиться, какая она большая и как сама вымыла пол. Многие родители, уделяя главное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним; питанию, режиму, одежде, не придают особого значения тому, какие условия они создают ему для развития. Лишая ребенка, в силу незнания и традиций, своевременного и полноценного развития в младенческом и дошкольном детстве, мы тем самым обрекаем его на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат. И считаем такое развитие  нормальным!
            Огромное значение для развития творческих способностей детей имеет игровая деятельность ребенка и чем раньше он начнет заниматься тем больше способностей развивается у ребенка и самых разнообразных. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше. Это давно знают, например, шахматисты, которые всегда проводят тренировочные встречи только с сильными или даже превосходящими их по силе соперниками. Парадоксально, но это условие максимального напряжения сил легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но опытом взрослых не воспользуешься – объяснить такому малень- кому еще ничего нельзя!     
            « Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Е.Циолковского,  приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: « Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.
       Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь. Этому прямо и служат игры.» - писал Б.П.Никитин.
      Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливы-
ми?  Любите их и помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но не опаздывайте, и помогая думайте сами…  
 
Передовой   опыт семейного воспитания
Никитиных.
С опытом воспитания детей совершенно новыми методами, через развивающие игры, мы познакомились еще в 90-е годы, хотя за рубежем его метод стал известным еще раньше.
          В семье Никитиных Бориса и Елены было 7 детей. С каждым годом у них появлялось все больше разработок по раннему развитию творческих способностей детей, через развивающие игры, придуманные и разработанные родителями вместе с детьми.
Все идеи «рождались» в процессе разнообразных семейных игр.
          Никитины закаляли всех своих малышей. Когда росли старшие дети, у них был диатез, и сами детки выбегая раздетыми и босыми зимой на улицу, уменьшали свои страдания. Понаблюдав за детьми родители не стали запрещать, а даже наоборот поддержали их и стали всех закалять.
          Наверное все согласятся, что о дальнейшем развитии можно говорить только тогда, когда ребенок здоров, и когда нет проблемы с частыми простудными заболеваниями. Эту проблему Никитины разрешили очень легко с помощью закаливающих процедур.
        Этот опыт мы переняли полностью и круглый год обливаемся холодной водой на улице или купаемся в озере и на Волге даже зимой когда нет полыньи и река открыта, а еще очень часто ездим по святым источникам и всегда там купаемся или обливаемся несмотря на время года и на погоду. Все девять моих дочерей практически никогда не болеют. И конечно- же это положительно сказывается на учебе. Все девочки учатся кроме основной и в музыкальной школе и на нескольких инструментах, посещают спортивные секции и в основном все дается все довольно – таки легко.
          У Никитиных все дети занимались дома и причем с очень раннего возраста. Все осваивали развиваюшие игры по сложностям связанным с возрастными особенностями. Все игры были изготов-
лены и придуманы самими родителями. А изготавливать весь материал им помогали сами дети причем из подручных средств.
         Сейчас много материалов можно найти в магазинах наглядных пособий. Некоторые материалы они повзаимствовали в известнейших педагогов, как например для развивающей игры – рамки и вкладыши Монтессори были взяты из трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори (1870-1952г.г.)   Ей удавалось с помощью ряда своеобразных заданий и умелого принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, так умело влиять на развитие умственно отсталых детей, с которыми Монтессори сама занималась, что к моменту поступления в школу они по своему развитию даже превосходили нормальных детей.
         Если касаться конкретно игры «Рамки и вкладыши Монтессори» то нужно сказать, что именно эта игра развивает детей в нескольких направлениях:
1)     вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости( зрительно и на ощупь);
2)     готовит детей к овладению письмом и рисованием – вырабатывает умение владеть карандашом, как говорят художники, дает «твердость руки», умение проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз, различать границы фигур и видеть линии-контуры;
3)     знакомит с геометрической терминологией- названиями фигур.
Можно много рассказывать об этих уникальных играх, темболее, что ранее развитие детей по системе Никитиных уже дало очень много положительных результатов. Все дети Никитиных на два – три, а то и больше лет раньше заканчивали школу многие почти экстерном  прошли институты и университеты и получили красные дипломы. Сейчас у них уже свои дети. Уже не одно поколение выросло руководствуясь бесценным опытом Никитиных. Многие элементы игр используют все даже не подозревая,что это и есть тот бесценный опыт Никитиных. Чтобы подромнее ознакомиться с развивающими играми лучше всего прочесть уникальную книгу сподробным описанием игр: «Ступеньки творчества или развивающие игры» Б.П. Никитина.
Все игры сводятся к правилам игры о которых писал Никитин:
1. Игра должна приносить радость и ребенку и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение: и ваше и его. Радуйтесь ему – это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов. Понаблюдайте, как довольны бывают дети, если им удается нас рассмешить или обрадовать.
2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть играть, не доводите занятия играми до пресыщения.
И еще… удерживайтесь от обидных замечаний вроде: «Ах, ты дурачок!», «Какой ты несообразительный!», и т.п. Не обижайте ребенка в игре.
3. Развивающие игры – игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности.
4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время, за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать ее быстрее.
5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале- обязательное условие.
6. Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его.
7. Если в семье не один ребенок, то каждому надо по комплекту игры, лучше всего, если будут коробки для всех играющих.
8. В каком порядке давать игры? Автор бы начал с игры «Сложи узор» или «Рамки и вкладыши Монтессори». Здесь ребенку нужно различать цвета и форму. А общее правило – наблюдать за развитием ребенка, записывать в дневник его успехи и определять, когда и какую из игр «включать». Это творческая задача папе и маме.
9.Увлечения детей приходят «волнами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре на месяц-два и даже больше, а потом «случайно» (показать, например, гостям или знакомому и научить его играть) пусть малыш вспомнит о ней. Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом, которого давно не видел. Старайтесь записывать успехи, сдвиги, достижения каждой из «волн» увлечения игрой.
11. Берегите игры, не ставьте их вровень по доступности с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше,
если ребенок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.
12.Для самых маленьких (1,5- 3года) оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» (вдвоем с малышом, конечно) узорам, моделям, рисункам, фигурам, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.
13.Чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления. Сильному хочется побороться, быстрому – побегать и поиграть в подвижные игры, а слабый этого не любит. «Не интересоваться игрой» Ребенок может по двум главным причинам: у него слабо развиты те качества , которые нужны в игре, или взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или доставив неприятности в самом начале. Поэтому больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.
14. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживай -те двигательную активность ребенка, чтобы можно было и попрыгать от восторга, сделать кувырок на коврике, и полететь под потолок на папиных руках.
15. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых. Заведите тетрадку, зарисовывайте туда новые задания,   узоры, фигуры.
16. Лучше по секундомеру, но можно и по часам устраивать соревнования на скорость решения задач. Быстро развивающиеся ребятишки уже с 6 – 7 лет могут побеждать взрослых. Надо в таком случае набраться мужества и по – рыцарски честно признать свое поражение. Трудно придумать большую награду ребенку. Не думайте, что ваш авторитет при этом пострадает.
         Можно придумывать и свои правила, чтобы игра стала еще увлекательней. Желаем вам всем успеха!
Чем раньше вы приступите к обучению, тем успешнее будет ваш ребенок и тем легче он будет осваивать новый материал, и тем легче ему будет постигать все в школе! Уже доказано, что успех ваших малышей во многом зависит от его родителей, от их отношения к развитию малыша.
      



 
© 2009 Cтруктурное подразделение детский сад Солнышко» с. Бахилово государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области